В гостях у Олега Неретина в Израиле. Апрель 2003 года

Привет всем-всем!

Итак, после замечательной и полной приятных впечатлений прогулки по Иерусалиму мы отправились в настоящий город ортодоксов - городок Бейтар Елит, с населением около 10 тысяч человек, расположенный на одном из холмов к югу от Иерусалима примерно в получасе езды на автобусе. Там в настоящее время живет один из ближайших друзей Аркадия - Олег Неретин. Город представляет собой современные постройки, в большинстве случаев 3-х этажные и без лифта (практически везде в Израиле приходилось пешком ползать на 3-й этаж при довольно высоких ступеньках - не очень-то мне было легко, да и отвыкла я уже от этажей!) тоже из белого камня и тоже с красными крышами. Город сравнительно молодой, поэтому зелени там еще мало, но улицы и площади довольно просторные. Поскольку город расположен "на территориях" - прямо напротив него на другом холме арабское поселение - город обнесен колючей проволкой, вдоль которой ездят патрули и имеется только один въезд в город через пропускной пункт, на котором в наш автобус села охранница с ружьем, прошла в самый конец и ехала до конца маршрута.

Удивительные кренделя выкидывает порой судьба. Жил да был в Ленинграде русский парень Олег, ни сном, ни духом не подозревавший, где он может оказаться на склоне лет. Как он сам сказал нам: его мама, наверно, не вынесла бы такого поворота судьбы - она была крутой правоверной русской коммунисткой. Дочка Олега - Оля, наполовину еврейка, вышла замуж тоже за простого русского парня Костю, в котором не было ни капли еврейской крови, но приехав в Израиль по одной из учебных программ, они оба так глубоко прониклись иудаизмом, так приняли в себя эту религию, что Костя стал яростным ее поклонником, прошел полный обряд посвящения и стал крутым ортодоксом: сменил имя, полностью изменил образ жизни и образ мысли. Оля тоже строго придерживается всех положений и обрядов, связанных с религиозными правилами, и теперь они живут в этом самом еврейском городке и растят уже двоих детей: мальчику 1,5 годика и девочке - 2 месяца. Новообращенный муж продолжает изучать Тору, получает стипендию, Оля ведет хозяйство и работает - преподает физику в религиозной школе для девочек.

Мы приехали к ним в гости в самый разгар пасхи. Это самое святое время для религиозных евреев: в эту неделю можно есть только самое-самое пасхальное, специально на продуктах пишут не только обычное слово "кошер", но еще и "пейсах-кошер". Поэтому, только такие продукты и можно есть. И например, если куплен хрен без этой добавки "пейсах-кошер", его оставляют на после-пасхальное время. В доме вся посуда, микроволновка и другие приборы, остатки просто кошерной еды, вообще все не кошерное, чем пользуются в обычное время, спрятано под пленкой, а раковина, стол, где готовится пища, стена вокруг покрыты фольгой: по моему на фотографиях, особенно на одной, где Света, это хорошо видно. Помимо того, что обязательно существует две раковины: одна для молочных, другая для мясных продуктов и, соответственно, посуда молочная и мясная, но их перед пасхой еще и тщательно намывают и изолируют фольгой. Наши друзья, поскольку пока еще не имеют специальной пасхальной столовой посуды, в это время пользуются только одноразовой посудой, естественно, с соответствующей надписью. (Я помню, что в детстве, когда мы жили с бабушкой и дедушкой, которые тоже соблюдали пасхальные обряды, у них была специальная посуда, которая хранилась весь год на антрессолях и вынималась только на пасху: кастрюли, тарелки, чашки, столовые приборы и пр. И ели они за отдельным столом. Без хлеба!)

По строгой традиции вообще необходимо в это время вынести из дома весь "хамец" - это так называется вся некошерная еда, приготовленная на дрожжах, кроме того приборы и посуда, которые соприкасались с такой пищей тоже должны быть убраны из дома - и сжечь, но далеко не все могут себе это позволить, поэтому и прибегают к таким защитным мерам. У Валеры, например, есть еще школьный приятель - крутой ортодокс, живущий тоже в Израиле. Так в их доме есть специальный сундук, в который на это время складывается все некошерное и его - этот сундук со всем содержимым - местный ребай за символические деньги продает неверующим. Потом, после окнчания пасхальной недели, хозяин за такие же символические деньги выкупает его обратно.

Есть много других правил, которые необходимо выполнять в таком доме. Например, мужчина не может сидеть рядом с незнакомой женщиной, а уж тем более подавать ей руку. Перед едой надо из специального кувшина трижды омыть руки и произнести слова определенной молитвы. Потом, не произнося ни звука, дойти до стола и там, опять же произнося слова молитвы, съесть кусочек мацы. Потом уже можно есть нормально и разговаривать. Но вот русскому Олегу можно было разливать только лимонад или коку, а вино - нет. Это было доверено только Аркадию, потому что еврей! Вообще за столом только слабенькое вино, никакой водки! В остальном, еда нормальная и вкусная. Когда проснулась маленькая девчушка, то перед тем, как взять ее на руки, Свете пришлось прочитать большую молитву по книжке, правда тонкой. И только после этого ей дали на руки ребенка.

А что же родители? Ну а что им еще оставалось делать в России одним, когда любимая дочка живет в Израиле, и конечно же ей нужна помощь в уходе за детьми, потому что она ведь еще и работает. Ну вот они и приехали сюда и живут пока вместе с дочкой. Конечно, это не просто, потому что они-то совсем не религиозные люди, как их дети и понятно, что в таком возрасте уже поздновато менять убеждения. Насколько я могла судить, особенно тяжело приходится жене Олега - Свете, потому что всегда трудно, когда в доме две хозяйки, а еще труднее, когда они придерживаются разных взглядов на способ ведения хозяйства. И хотя Света всячески старается приспособиться к этой новой для нее жизни, пытается как может помочь дочери, но она же просто не знает, как и что надо правильно делать. И самое лучшее для обеих семей - жить раздельно и просто приезжать и помогать молодым. Именно так поступает Инна - наша родственница из Маале Адумим, у которой одна из дочерей тоже замужем за религиозным мужем, имеет троих детей и довольно часто нуждается в помощи мамы. Но они живут отдельно, и по мере надобности Инна приезжает к ним и сидит с детьми. Дочка тоже приезжает к родителям в гости довольно часто, но каждая семья живет по своим законам, не напрягая друг друга.

Что касается Неретиных, то, вероятно, именно к этому и идет их жизнь: молодые покупают квартиру в том же городе, а Олег и Света будут снимать квартиру по своим средствам и мечтают перебраться в Иерусалим. Самое удивительное во всем этом - это то, как Олег приспособился к этой жизни: его не смущают ни обряды, которые они должны соблюдать, живя вместе с детьми, ни кипа, которую он должен носить. Единственное, что его не устраивает - это отсутствие телевизора и русских спортивных новостей. Он продолжает заниматься своими марками, которым посвятил большую часть своей жизни - Олег имеет большую и серьезную коллекцию, этим он увлекался с детства - и сейчас он тоже коллекционирует марки. По мере сил и возможностей занимается с внуком и судя по всему доволен жизнью. Света ходит в ульпан и пытается хоть немного освоить язык - ей ведь приходится и в магазин ходить, и с людьми общаться. И хотя и в этом городке есть русскоговорящие, все же очень трудно жить в стране и совсем не знать ее языка. Ну и вообще она молодец - старается держаться оптимистически и не унывать.

Так мы очень-очень тесно познакомились с жизнью ортодоксальных евреев, узнали много нового, того, о чем раньше знали только по-наслышке и, честно говоря, лично я была слегка ошарашена. Аркадий же принял все это гораздо спокойнее, с большим пиитетом и уважением. Впрочем, я тоже с глубоким уважением отношусь к любому образу мысли и жизни, который предпочитают люди по каким-то им известным причинам или убеждениям, но сама я так жить не хотела бы, да и не смогла бы.

Мы вернулись домой довольно поздно, часов в 11 наверно, но Пудовики ждали нас, и мы с удовольствием окунулись в нашу бурную жизнь. Я имею в виду, что спать мы легли где-то около 2-х часов ночи.






СОДЕРЖАНИЕ:

Пудовики
Парк Яркон
Яффо
Иерусалим
Неретины
Холон
Brew House
Свадьба Саши и Ани


Н А     Г Л А В Н У Ю     С Т Р А Н И Ц У